Оздоровительная работа МКДОУ «Детский сад №46» строится по трем направлениям: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. Работа ведется в блочной системе:
I. Психо-эмоциональная комфортность. Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями здоровья, щадящим режимом в период адаптации. Для обеспечения психологического благополучия детей в групповых комнатах имеется достаточное пространство для игр и занятий.
II. Физкультура и спорт. Вся работа направлена на совершенствование физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки и координации движения. Используются элементы дыхательной гимнастики, профилактики и коррекции осанки, плоскостопия. Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям: соблюдение режима дня, учет гигиенических требований, утренняя гимнастика на воздухе, воздушно-оздоровительная гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, выполнение двигательного режима в группах и на прогулке, закаливающие мероприятия. Для улучшения зрения проводится гимнастика для глаз. Для проведения учебного процесса рекомендован индивидуальный подход к детям. Проводятся профилактические мероприятия по предупреждению кариеса, полоскание полости рта, беседа с родителями.
III. Закаливание. Целью медико-педагогического персонала является качественное выполнение закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий для повышения защитных сил организма. Для этого проводится точечный массаж, фитотерапия, полоскание горла, бег по разнофактурной поверхности, ходьба босиком по ребристой дорожке, контрастное обливание в теплый период года, воздушные ванны.
IV. Питание. Применяется картотека блюд, составляется десятидневное перспективное меню с учетом соотношения белков, жиров, углеводов, проводится витаминизация. Питание разнообразное. Учитывается индивидуальная непереносимость продуктов.
V. Диспансеризация. Основной путь повышения качества медицинской помощи в укреплении здоровья. Разработана и внедрена система мероприятий для здоровых, редко и часто болеющих детей, с учетом индивидуальной диагностики.
Деятельность коллектива обеспечивает детям здоровьесберегающие условия. Для организации общения детей со сверстниками и взрослыми используются любые возможности, младшие воспитатели подготовлены к участию в воспитании детей (прошли курсы повышения квалификации). Доказательством является снижение заболеваемости детей, комфортность их пребывания в детском саду и чувства защищенности.
Системный мониторинг здоровья и физического развития детей дает возможность:
- выработать модель оздоровительной работы ДСО;
- разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
- выявить структуру отклонений физического состояния здоровья детей в каждой возрастной группе.
- на основе полученного результата составить паспорт здоровья и механизмы реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.
Комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движения детей, укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. В ДОУ проводится цикл образовательной деятельности по валеологии, знакомящих детей с правилами гигиены, соблюдением режима дня и питания, другими моментами профилактических мероприятий.
Сотрудники детского сада считают, что полноценное физическое воспитание и развитие детей возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. В ДОУ проводятся совместные спортивные мероприятия. Это дает возможность более полному раскрытию физических возможностей взрослых и детей. Для закрепления полученных знаний и приобщения к здоровому образу жизни проводится «Неделя здоровья» в рамках Всемирного Дня здоровья.